|
В августе 1782 года Омская крепость становится одним из десяти уездных
поселений Тобольского наместничества, а в октябре этого же года ей
присваивается статус города.
Арена Омск — ледовый
дворец спорта в Омске. С начала хоккейного сезона 2007 года здесь
проводит домашние матчи хоккейная команда «Авангард». Дворец может
принять шесть гостевых хоккейных команд, что соответствует правилам
Международной федерации хоккея (IIHF).
Омский государственный
историко-краеведческий музей является одним из самых крупных в
Западно-Сибирском регионе. В фондах музея хранится более 170 тыс.
предметов основного фонда, собранных за сто двадцать с лишним лет его
развития. Экспозиции и выставки музея охватывают историю Прииртышья с
XII тыс. до н.э. и до современности.
Литературный музей им.
Ф. М. Достоевского разместился в одном из старейших зданий Омска,
памятнике архитектуры, построенном в 1799 году для комендантов Омской
крепости. В 1851-55 годах Ф. М. Достоевский отбывал каторгу, находясь в
омском крепостном остроге. В годы ссылки Достоевский начал писать
некоторые из своих бессмертных произведений, в том числе "Записки из
мертвого дома".
Омский областной музей
изобразительных искусств имени М.А. Врубеля является старейшим и
крупнейшим художественным музеем Сибири. Коллекция музея насчитывает
свыше 25 тысяч экспонатов, многие из которых имеют мировое значение. Это
так называемое «сарматское золото» первых веков н.э. из прииртышских
курганов, произведения отечественной живописи ХIХ в., русского авангарда
ХХ в.
Омский академический
театр драмы — один из старейших драматических театров Сибири. Здание
театра является памятником архитектуры, построенным в стиле сибирского
барокко в 1905 году.
Омский государственный
музыкальный театр ведет свою историю с 1947 года. Новое здание театр
получил в 1982 году — спустя 35 лет после своего открытия. Тематический
диапазон творческого репертуара театра обширен. Большое место занимают
спектакли, созданные на основе русской литературной классики – по
произведениям А.С. Пушкина (5, среди которых два, впервые поставленных в
Омске балета "Капитанская дочка".
Особняк купца Батюшкова
был построен купцом Батюшковым в 1901-1902 годах. В 1919 году здесь
находилась резиденция Александра Колчака, провозглашенного белым
движением Верховным правителем России. Колчак объявил Омск столицей
России. Здание пострадало от взрыва при неудачной попытке покушения на
Колчака. В настоящее время в здании расположен ЗАГС Центрального округа
Омска.
Памятник Слесарю
Степанычу появился в 1998 г. на День города. Увековеченный в камне
Сантехник, выглядывающий с разводным ключом в руке из канализационного
люка на Любинском проспекте.
Центральная площадь
Омска - Площадь Бухгольца. Названа в честь подполковника Ивана
Дмитриевича Бухгольца, заложившего в 1716 г. на этом месте первый
острог. Шар в центре площади символизирует освоение Сибири. Во времена
правления Колчака здесь находилась радиомачта, которую обслуживал
будущий изобретатель телевидения Зворыкин. После прихода к власти
коммунистов через Чукотку он бежал в Америку.
Статуя "Люба"
установлена в центре Омска. Статуя посвящена жене губернатора Густава
фон Гасфордта Люба. Она умерла в середине XIX века вскоре после
замужества. Люба вошла в историю города тем, что в честь ее была названа
первая роща в городе, Любинская роща, вырубленная через несколько
десятилетий. Ни одного портрета жены губернатора не было - скульптура
создавалось по народной памяти.
Тарские ворота являются
одним из символов Омска. Были построены в 1792 году на северной
крепостной линии. Ворота вели в Степной бастион Омской крепости, где
размещался каторжный острог. Ежедневно через них проходил ссыльный Ф. М.
Достоевский. Тарские ворота были снесены в 1959 году. Лишь в 1991 году,
к 275-летию Омска, Тарские ворота отстроили заново по проекту
архитектора М. Хахаева.
Успенский кафедральный
собор расположен в центре Омска на Соборной площади. Одна из главных
достопримечательностей города. Успенский кафедральный собор был возведен
в 1891-1898 годах по проекту архитектора Вирриха, который использовал
формы и детали церковной архитектуры XVII века. За основу взят проект
1894 года храма Спаса на крови в Санкт-Петербурге.
Музеи Омска
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля.
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля (ООМИИ
им. М.А. Врубеля) был основан в 1924 г. Официальной датой рождения музея
является 21 декабря. В этот день открылась картинная галерея при
Западносибирском краевом музее, которая с 1940 г. переросла в музей
изобразительных искусств.
С 1996 г. музей носит имя Михаила Александровича Врубеля, родившегося в
г. Омске в 1856 г. В коллекции музея представлено единственное за Уралом
живописное произведение художника - плафоны "Желтые розы", "Хризантемы",
"Розы и лилии", выполненные по заказу Е.Д. Дункер (1894 г.).
Триптих поступил в музей из Государственного музейного фонда в 1927 г. В
этот период - 1924-1928 гг. - осуществляются первые поступления из ГМФ
(б. Румянцевского музея, Зимнего и Мраморного дворцов, музея Академии
художеств, ГРМ, из собраний Боткиных, Голицыных, Рябушинских, Шуваловых,
Юсуповых и др.).
Коллекция иконописи XVII- нач. XX вв. представлена иконами, выполненными
в европейской части России (в том числе из Оружейной палаты Московского
Кремля), на Урале и в Сибири. Русское искусство XVIII - нач. XX вв.
характеризуется картинами А. Венецианова, М. Воробьева, И. Айвазовского,
А. Боголюбова, Ф. Васильева, И. Шишкина, И. Крамского, И. Репина, В.
Сурикова, В. Поленова, В. Верещагина, И. Левитана, В. Серова, М.
Нестерова, А. Бенуа, В. Борисова-Мусатова, К. Коровина.
Коллекция произведений западноевропейского искусства включает полотна
мастеров Италии, Испании, Голландии, Фландрии, Франции, Германии,
Австрии, Англии XVI-XIX вв. (Я. ван Гойен, И. Ван Отсаде, А. Схелфхаут,
Я. Веникс, Д. Тенирс - мл., С. Вуэ, Ж.Б. Грез, А. Фантен-Латур, И.Б.
Лампи-ст. и др.).
Весомым представляется собрание работ мастеров русского авангарда - П.
Кузнецов, А. Лентулов, Н. Гончарова, М. Ларионов, И. Машков, А.
Явленский, П. Кончаловский, Р. Фальк. Значительную часть коллекции музея
составляют произведения отечественных мастеров постреволюционного
периода - Н. Мамонтов, В. Уфимцев, Е. Моисеенко, П. Кончаловский, Б.
Неменский, В. Попков, А. Либеров, Н. Третьяков и др.
Большой интерес представляет и коллекция декоративно-прикладного
искусства, уникальность которой во многом обусловлена наличием золотых
изделий скифо-сарматского периода, что является редкостью для музеев
Сибири.
В настоящее время ООМИИ им. М.А. Врубеля обладает самым крупным
собранием в Сибири. Общее количество единиц хранения составляет около 22
тыс., в том числе: живопись - 2168, графика - 10174, скульптура - 233,
декоративно-прикладное - 7377, редкие книги - 1559.
Омский Литературный музей им. Ф.М. Достоевского
Музей разместился в одном из старейших зданий Омска, памятнике
архитектуры, построенном в 1799 году для комендантов Омской крепости. В
июле 1859 года в этом доме, в гостях у последнего коменданта Омской
крепости А.Ф. де Граве, побывал Ф.М. Достоевский.
Литературный музей имени Ф.М. Достоевского был открыт 28 января 1983
года
Экспозиция музея
Экспозиция построена по тематико-хронологическому принципу. Имеет 10
разделов. Один из них посвящен истории создания музея. В литературной
экспозиции представлены материалы об А.Н. Радищеве,
декабристах-литераторах, П.П. Ершове, Ф.М. Достоевском, Н.М. Ядринцеве,
Гр. Мачтете, Н.И. Наумове, Ф.А. Березовском, Г.А. Вяткине, И.С.
Голошубине, А.Е. Новоселове, А.С. Сорокине, Вс.В. Иванове, П.Л. Драверте,
Л.Н. Мартынове, П.Н. Васильеве, Я.М. Озолине, С.П. Залыгине, Р.И.
Рождественском, поэтах-фронтовиках, истории периодической печати региона
и др.
Среди наиболее интересных экспонатов музея - один из уникальных номеров
первого сибирского журнала "Иртыш, превращающийся в Ипокрену", ларец
П.П. Ершова, подлинные вещи из литературного салона А.И. Штакеншнейдера
(С.-Петербург), дома Ф.А. Березовского, личные вещи Вс. Иванова, Л.
Мартынова, рукописи, редкие фотографии, издания книг, журналов и газет.
Особое внимание в музее уделено Ф.М. Достоевскому. Раздел размещен в
самом большом зале. Предположительно, том самом, в котором ранее
находилась гостиная, где комендант крепости принимал Ф.М. Достоевского.
Раздел представляет всю биографию великого писателя, однако главное
здесь - сибирский и, в первую очередь, омский период жизни будущего
автора "Записок из Мертвого дома" (1850-1854 гг.). Предшествующий и
последующий периоды подтверждают известное высказывание П.П.
Семенова-Тян-Шанского: "...пребывание в "Мертвом доме" сделало из
талантливого
Достоевского великого писателя-психолога". Среди подлинных предметов в
этом разделе экспозиции обращают на себя внимание первое отдельное
издание "Записок из Мертвого дома" (1862 год), номера журналов "Время",
"Отечественные записки", "Русский вестник" с первыми публикациями
великих романов Ф.М. Достоевского.
Среди коллекций музея:
Особо выделяется коллекция "Есениниана", собранная И.А. Синеоким. В ее
составе - прижизненные издания С. Есенина, редкие фотографии, переписка
с А.Л. Миклашевской, Ш.Н. Тальян (Шагане), А.А. Есениной, К.С. Есениным
и др., локон волос С. Есенина, посмертная маска поэта;
В коллекции изобразительного искусства хранятся редкие иллюстрации к
"Запискам из Мертвого дома";
Особо ценные личные коллекции: поэта Г.А. Вяткина (фото с братьями
Буниными, автографы, прижизненные издания); материалы писателя Ф.А.
Березовского и журналиста Н.В. Феоктистова характеризуют политическую и
культурную жизнь Сибири конца XIX - начала XX веков, представляют
исследовательский интерес для историков, литераторов, краеведов (самые
полные коллекции, где представлены подлинные документы, рукописи,
автографы, фотографии, книги, личные вещи).
Государственный музей народного художника России К. П. Белова.
Весной 1991 года в Омске открылся музей народного художника Кондратия
Белова. Творчество художника К. Белова (1900 - 1988 гг.) - это наш
неистовый XX век, это песнь о Сибири, эпический образ нашего могучего и
прекрасного края.
Основу фондовой коллекции составили живописные работы народного
художника Кондратия Петровича Белова, которые он подарил Омской области.
Экспозиция открывается биографическими материалами художника.
Одно из центральных мест занимает портретная живопись, выполненная в
традициях реалистической школы.
Творчество 1960-х годов представлено серией станковых работ на
историческую тему, в которых отражены эпизоды из истории Омска.
К.П.Белов - классик пейзажной живописи. В одном из залов музея
экспонируются работы : "Лесосплав на Иртыше", "Родные поля", "Иртыш -
река Сибири". Кроме живописных полотен представлена графика, особенно
полно показана книжная иллюстрация.
В одной из комнат воссоздана мастерская художника. На фотографиях -
друзья, близкие и родные Кондратия Петровича, в шкафу - любимые книги.
На мольберте, осталась незавершенная работа мастера. На вешалке -
пальто, шляпа, трость. Все создает атмосферу присутствия художника.
Один из залов музея – гостиная, в ней завершаются чаепитием с сибирскими
пирогами все экскурсии. У самовара посетители в непринужденной
обстановке делятся впечатлениями
Мемориальный фонд музея насчитывает 168 ед. хранения.
Православные храмы Омска
Кафедральный собор Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня
Крестовоздвиженский собор
В 1865 году в Омске была заложена церковь во имя Воздвижения Честного
Животворящего Креста Господня (Кресто-Воздвиженский кафедральный собор)
и отстроена в 1870 году омским купцом (из казахов) Г.Н. Андреевым,
принявшим православие, и его женой Вассой Петровной.
Был закрыт в 1936 году и должен был быть снесен, но вместо этого
устроили склад.
28 ноября 1943 года общине верующих удалось получить назад свою церковь.
Сейчас этот храм является главным в Омско-Тарской епархии.
Войсковой казачий собор Николая Чудотворца
(Никольский войсковой казачий собор)
Вопрос о строительстве храма для Сибирского Казачьего войска был поднят
в 1829 году. Были собраны пожертвования на его строительство.
Местом возведения собора выбрали площадь напротив училища Сибирского
линейного казачьего войска. Закладка храма состоялась 15 мая 1833 года.
В июне 1840 года, несмотря на недоделки, храм был освящен протоиереем
Дмитрием Пономаревым. Три престола собора были посвящены святому-Николе
Чудотворцу, Георгию Победоносцу, Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице.
Прихожанами собора были казаки Омска и окрестных сёл.
Много перетерпел этот храм – чего в нем только не размещали в советские
времена, и только в 1989 году, наконец, он был передан Омской епархии, и
сейчас Казачий Никольский собор, полностью восстановленный, возобновил
богослужения.
Серафимо-Алексиевская часовня
В 1907 г., желая выразить патриотические чувства верноподданных своему
монарху и увековечить в Омске радостное событие в царской семье, у
Железного моста омичи построили каменную часовню в честь рождения
наследника российского престола Алексея Николаевича.
Часовню назвали во имя Серафима Саровского Чудотворца и наследника
цесаревича Алексея.
Внутри часовни были установлены доски с именами погибших в
русско-японскую войну. Неугасимая лампада, горевшая в часовне, стала
прообразом Вечного огня на современных могилах.
Автором часовни, по всей видимости, был архитектор А.Д. Крячков (по
другим данным фон Гоген), спроектировавший ее с использованием мотивов
ярославского зодчества.
В 1928 г. часовню снесли решением президиума Омского горсовета как не
представляющую художественной ценности. Восстановлена часовня была в
1994 г. по проекту художника В.А. Десятова.
Читать ещё про достопримечательности Омска |
|
|
Достопримечательности Омска |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|